Бесплатная доставка  от 1000 грн

Собираемся в велопоход

К написанию этой статьи меня побудило банальное человеколюбие. Порой до слез обидно наблюдать байкера, навьюченого как мул, который кряхтя и пыхтя ползет со скоростью 10 км/ч по дороге, которую все остальные проносятся значительно быстрее без видимых усилий... Сразу оговорюсь, это не для гонщиков. Это для велотуристов и просто для любителей поколесить вдали от дома. Итак, что же стоит себе уяснить, собираясь в многодневную велопоездку по Крыму или Карпатам?

Собираемся в велопоход

Конечно, главное - ваш байк. То, насколько он подходит для выбранного маршрута, на 80 процентов определяет ваше самочувствие и настроение. Если выбранный вами маршрут предполагает длительные переезды по 80-120 км, несколько нелепо было бы ехать на тяжеленном фрирайдном монстре с двухкоронной вилкой. Как, впрочем, и нелепо ехать на найнере по зубодробительным фрирайдным спускам и даунхильным трассам. Однако, я предполагаю, что вы неспроста определились с выбором байка и останавливаться на этих вопросах не стану. Легкий руль, легкий подседельный вынос, проставочные кольца из карбона, а не металла, легкое, но прочное седло, легкие звезды-шатуны вместо более тяжелых моделей начального уровня, правильный выбор педалей, ободов, втулок - все эти рекомендации по облегчению своей участи давно вам известны и по возможности приняты вами к сведению. А я постараюсь осветить чисто практические моменты.

Покрышки - вопрос номер один. Крайне заманчиво установить легкий кевлар и одним махом облегчиться на хороший килограмм. Но при этом стоит помнить, что в силу тонких боковых стенок такая покрышка имеет неважную поперечную устойчивость формы в поворотах и уж совсем невысокую защищенность от порезов бортов покрышки острыми камнями, от "укусов змеи" при ударах. Это в свою очередь, означает, что вам придется давать в них избыточное давление и тут уж думайте, так ли надежны ваши обода, спицы и втулки и стоит ли это риска поломки... (Про комфорт такой езды я уж молчу.) Все-таки кевлар - чисто гоночный вариант, как не крути. А вот взять с собой такую покрышку в качестве запасной, если маршрут планируется серьезный - запросто, поскольку она легкая и отлично складывается.

Немаловажен также правильный выбор ширины покрышки, учтите, что при одинаковой ширине обода шансы получить "укус змеи" при ударе уменьшаются с увеличением ширины резины. Отдельно скажу и о выборе протектора: хорошо думайте, на каком покрытии вы проведете большую часть маршрута, и помните, что кроме подходящего рисунка протектор имеет еще и такой параметр, как износостойкость. А крымский щебень горных дорог в состоянии прикончить неудачно подобранную резину за один выезд!

Далее о черной магии...))) Имею в виду навязчиво предлагаемые в последнее время бескамерные покрышки. Невероятно заманчиво отказаться от камер и выиграть с ходу хороший килограмм массы велосипеда, но прежде чем совершить эту глупость, подумайте, будет ли у вас в походе 2-3 часа времени на ремонт банального прокола, мыло, ведро с водой... Ну и раз уж заговорили о таких материях, два слова о карбоне и о том, где он хорош. Это прекрасно облегчает байк. Но, увы, это дорого. И помните, что карбоновые компоненты, на которые приходятся значительные нагрузки, например руль, долго не живут и имеют скверную привычку внезапно ломаться. Берегите их, если уж используете, штука нежная... Особенно карбон боится царапин, по которым впоследствии он и ломается, как правило. Так что не стоит смело переворачивать байк с карбоновым рулем, ничем его не защищая. А вот если конструкция вашего байка и ваш рост не предполагают значительных нагрузок на подседельный штырь - можете его смело использовать. Как и упомянутые в начале статьи проставочные кольца. Ничем не рискуете.

По поводу всяких адских и не очень прибамбасов, которыми так часто обвешивают байк, скажу одно: безжалостно сдираем ненужное. Насосу не место на раме, ибо он имеет свойство теряться при поломке крепежа или падении. Допотопные фонари на руле отлично заменяются современным ультракомпактным налобным фонариком, например Petzl Tikka XP или Led Lenser H7. Вы не только получите достаточно много часов ярчайшего мощного света, но и слегка повернув голову, сможете осветить поворот раньше, чем повернете руль. Ну, а если уж вы так привязаны к фонарям на руле - оцените 200-люменовую веломодель Led Lenser B7 или компактный, но 130-люменовый Led Lenser T5, их свет заставит покраснеть от стыда большинство производителей велофонарей... Боковые катафоты с колес - долой, это просто лишний вес. Лучше наклейте вместо этих хрупких пластиковых штук полоску светоотражающего оракала на раму или обода, если уж собрались кататься ночью. Подфляжник - туда же. Пить теплую воду из нагретой на солнце бутылки при наличии гидропаков станет только полный идиот, поверьте. Тем более, что гидропак гораздо более удобен в поездке хотя бы как умывальник или просто как емкость для воды. Катафоты с педалей - вон! В первый же день бездорожья вы их не отличите от самих педалей, не то что разглядите на дороге ночью... Передний катафот вам отлично заменит налобник, ну а задний - небольшая компактная мигалка, обязательно с несколькими по частоте мигания режимами, чтобы обозначая себя ночью, не слишком слепить едущего сзади товарища адским стробоскопом, предназначеным для ночного шоссе и сонных водителей. Про всякие звоночки-гудочки уж и говорить не буду...

О крыльях можно спорить долго. Кто-то их любит, ибо не выносит грязи, летящей в лицо и на спину, кто-то не переносит, поскольку ему они мешают, дребезжат или закрывают обзор переднего колеса... Дело ваше. Посоветую только, если уж вы их ставите - ставьте качественные... Как пример, могу привести крылья Dirt Devil от Speed Stuff. Не становятся ломкими при низких температурах, весят очень мало, при случайном усилии легко гнутся, не ломаясь, при этом отлично работают и имеют надежный крепеж. К тому же, недорогие. Разумеется, они не подойдут для легкого трейлового или кросс-кантрийного байка, но как пример того, что требуется от крыла, вполне подходят. Замечу только, что наличие заднего багажника зачастую сводит на нет потребность в заднем крыле, а даже если переднего крыла и нет, избавиться от брызг в лицо можно, просто снизив скорость.

Отдельный разговор о рюкзаке и багажнике. Применение стандартных велобаулов объемом 70-80 литров, гордо украшающих задний багажник вашего байка, я могу посоветовать только в том случае, если путь ваш не слишком изобилует магазинами для пополнения запасов пищи и воды, не блещет сложностью рельефа (прямо скажем, если ездите вы большей частью по дорогам), или же если ваше снаряжение (о котором еще пойдет речь) не слишком-то легкое и довольно объемное... Почему так? Во-первых, даже маленькая кочка на вашем пути превратится в серьезное препятствие, во-вторых, это значительная нагрузка на заднее колесо, способная его довольно бысто убить. Этого вполне достаточно, на мой взгляд, но если кто сомневается - может еще попробовать, скажем, преодолеть небольшой пеший подъем по камням или сыпухе с нагруженным таким образом велосипедом...

Давайте считать: вес современного байкерского спальника - не более килограмма, объем - вдвое меньше обыкновенного за счет применения прогрессивных утеплителей, например, Polarguard 3D или Primaloft. Палатка-двойка весом от 1.8 до 2.4 кг. и объемом с этот же спальник тоже давно перестала быть роскошью, такие модели доступны в линейке почти каждого серьезного производителя, скажем, Mаrmot или Terra Nova. Легкий котелок, легкая кружка и компактная и недорогая газовая горелка. Вместо тяжелого топорика - компактная и легкая цепная походная пила. Вместо набора разномастных ключей - компактный мультиинструмент. Вместо брезентовых штормовок в продаже давно появились потрясающие по легкости, компактности, надежности и комфорту куртки и брюки. В качестве примера приведу невероятно легкие и компактные ветро- и водостойкие мембранные Precip jacket и Precip pants фирмы Маrmot и добавлю, что походную грязь с такой одежды можно смыть водой на привале, даже не снимая ее с себя... Cверхлегкая и сверхкомпактная ветрозащита Montane размером со снежку, качественное термобелье и легкий, но теплый флис, компактный и легкий каремат для привала и сна, гидропак с водой - все перечисленное, еду и еще кое-что ))) автор статьи лично помещал в обычный 30-литровый рюкзак! Чем немало шокировал обычных туристов на стоянке...

Из этого убедительно следует, что если уж вам удобнее ездить с багажником на заднем колесе, то волочить на нем 70-80 литровый велобаул в сравнительно несложный маршрут вовсе ни к чему. Объема в 30-40 литров более чем достаточно для крымских или карпатских условий, хотя и это не слишком удобно.

Кстати, еще один совет из личного опыта. Если ваш маршрут предполагает некий базовый лагерь и много радиалок из него, можно взять сравнительно маленький рюкзак, пристегнув к нему съемный карман или даже два. Их вы оставите в базовом лагере с вещами, которые вам в радиалке не нужны. И будете кататься с маленьким рюкзачком, а не тащить полупустой большой.

И еще по поводу велоодежды и защиты. Одежда, конечно же, зависит от вашего стиля катания. Кому-то хорошо и удобно в облегающей лайкре, кому-то во фрирайдных штанах. Однако помните - не все, что хорошо на гоночной трассе и в городе, подходит для горного похода. Лайкра не так быстро сохнет, как термобелье, а вымокшее под дождем джерси, увы, не заменит куртки из виндстоппера или софтшелла. И если в городе вы можете всегда пересидеть дождь под навесом, то в горах лучше иметь с собой одежду по погоде.

Футболка с длинным рукавом не даст рукам обгорать на солнце, бандана не даст поту заливать вам глаза и прикроет голову от палящего солнца, а в жару, будучи намоченной - поможет избежать теплового удара. Велошорты с памперсом я лично рекомендовал бы только в том случае, если ваш дневной километраж невелик, в пределах 50-60 км. При большем километраже памперс склонен избыточно увлажняться сам и увлажнять кожу в совершенно неподходящем для велосипедистов месте...

Что касается защиты, все однозначно. В походе ей быть. В разумной степени, естественно, ведь бывает, что чем не расставаться со щитками на колено-голень, гораздо проще и практичнее приобрести педали с которых не улетают ноги... Но если вы ездите жестко, быстро и не по-детски - помните о том, что ваша травма испортит настроение и отдых не только вам, а и вашим товарищам, словом - не пренебрегайте этим. Лично я был несколько раз свидетелем того, как простое отсутствие очков приводило к весьма печальным последствиям. Маленький камешек или жук, попавший в глаз на скорости, плохо влияли на целостность райдеров, можете поверить. А в личном опыте имеются конкретные случаи, когда шлем реально спасал голову и лицо при крэше, а очки давали возможность хоть как-то ехать в рое комаров на Арабатской стрелке... И весьма обидно, когда итогом падения становятся содраные ладони, хотя при наличии перчаток вы бы этого падения через минуту и не вспомнили.

Ну, раз уж о травмах заговорили... Эластичный бинт и пара булавок к нему - самая необходимая и универсальная вещь. Растяжения, легкие травмы, бандаж, жгут, подвеска, средство для фиксации шины из подручных материалов, да мало ли еще где он пригодится. Треугольную перевязочную косынку неплохо заменит большая бандана. Упаковочка обычного бинта (сгодится и для восьмерки при переломе ключицы), пластырь обычный и бактерицидный. Мощное обезболивающее, долгоиграющее, например, кетанов. Отлично работает при воспалительных процессах, зубной боли, да и при переломах помогает. Минус - нельзя злоупотреблять и принимать слишком часто или слишком много, может провоцировать язву. Стрептомицин и перекись водорода для обработки ран. Желательно иметь пару таблеток какого-либо антибиотика общего назначения, немного аспирина, цитрамон. Пена для ожогов. И пожалуй, активированный уголь при отравлении. Остальным можно пренебречь либо использовать подручные средства. Ну, кроме спирта. ))) А вот разного рода фастум-гели, дип-рилифы и подобные прочие штуки я бы в походе не советовал - мало того, что жутко воняют и пекут кожу, так еще и фиг отмоешь при нужде так просто... И еще одна невесомая, но чертовски нужная иногда штука - изофоль, или как его еще называют, "космическое одеяло" - тонкая, серебристая с одной стороны эластичная фольга. Зачем? Попадете в холодную ночевку - узнаете... Обвернув этой штукой спальник, и завернувшись в него, вы сможете спать, даже если температура упадет критично по сравнению с характеристиками вашего спальника.

Немаловажная деталь - велочехол. Не спешите радостно отказываться от этого девайса и провозить свой байк обмотанным в кульки для мусора (и так делают!). Во-первых, он еще и бережет ваш байк от случайных повреждений. А во-вторых, в Киеве производят отличные легкие чехлы-тенты, которым при случае и укрыться можно от налетевшего в неподходящем месте для стоянки ливня, и использовать по всяким прочим назначениям, типа походной скатерти, футпринта или дополнительного утепления... Про чехол на рюкзак я и говорить не хочу - это реально обязательная вещь. Дело в том, что вещи, как правило, на ночь поселяются в палатке и имеют обыкновение притворяться подушкой. А спать на мокрой и грязной подушке в луже того, что с нее натекло - увольте.

Ну и по поводу ремкомплекта и инструментов. Совершенно необходимая вещь в походе - камера. Не только потому, что клеиться под проливным дождем неприятно и неудобно. А еще потому, что при повреждении соска камеры или, скажем, если его просто срежет при сильном экстренном торможении, заклеить такое вы уже не сможете. Не лишние в вашем ремнаборе монтажки, которые позволяют не только легко разбортировать колесо, но и избежать случайного повреждения камеры при бортировании чем попало, что не редкость. Клей и заплатки, кусочек наждака или пилочка для ногтей с наждачным покрытием, правильный мультиинструмент (с выжимкой для цепи, ключом для спиц и ключом для крепежа тормозных роторов), насос, жидкая смазка (а зимой не лишняя и WD-40), пара рабочих перчаток - это само собой разумеется, владельцам гидравлических тормозов настоятельно рекомендую не забывать вставки в калипер, фиксирующие тормозные колодки при снятии колес. Обязательно хотя бы один на всех запасной тросик максимальной длины и очень желательно 3-4 капроновые стяжки про запас. А вот насос высокого давления для вилок и амортов можно и не брать - даже если вы реально планируете изменять их настройки в походных условиях, можно обойтись и без него, если запастись либо правильным насосом, головка которого без помех садится на клапан вилки, либо хитрым переходником к нему, позволяющим это сделать. (Качать, правда, придется подольше, чем обычным насосом высокого давления, но в целом вполне возможно.) И вот еще что: небольшие плоскогубцы и те ключи, которые позволят вам снять педали и раскрутить оси колес, если у вас не эксцентрики, существенно облегчат не только провоз в поезде, но и ремонт. Ну и еще один момент: подумайте заранее, есть ли у вас чем подтянуть ослабевшие крепления шатунов, что совсем не редкость.

И последний совет по экипировке: не пренебрегайте замком для байка! Он вам позволит и посидеть в кафе, и зайти в магазин, и поспать спокойно! Но лучше возьмите цифровой замок, потому как потеря ключика в густой траве чревата сутками вынужденной задержки...